Полное и неполное предложение
Одна из классификаций простых предложений в русском языке предполагает их деление на полные и неполные синтаксические единицы. Принцип членения достаточно прост: в предложении есть члены предложения, необходимые для понимания его смысла, или нет. Чтобы понять принципы синтаксиса вообще и принципы построения предложений в частности, необходимо понять, что такое полное и неполное предложение.
Признаки полного предложения
Эта синтаксическая единица имеет все те члены предложения, которые необходимы для понимания его значения вне контекста в виде окружающих предложений и без объяснения.
Между двусоставным и полным предложением часто ставится знак равенства, но этого делать не следует. Предложение с двумя главными членами и предложение с одним также могут быть полными. То же самое относится и к признаку распространенности-нераспространения: полные предложения могут быть редкостью, если только грамматическая основа достаточна для понимания значения синтаксической единицы.
Главной отличительной чертой законченного предложения является его смысловая целостность, а это означает, что смысл такого предложения ясен даже в полной отрыве от контекста.
В большинстве случаев полные предложения встречаются в текстах коммерческого и научного стилей, где недопустимо двоякое толкование смысла или непонимание некоторых важных моментов.
Признаки неполного предложения
В таких предложениях, в отличие от полных предложений, отсутствует хотя бы один (чаще несколько) член предложения, что необходимо для понимания значения синтаксической единицы. Если человеку известна языковая ситуация, послужившая фоном для появления данного предложения, или если у него перед глазами контекст, он может восстановить значение синтаксической единицы. То есть основной характеристикой неполного предложения является то, что вне ситуации или контекста содержание синтаксической единицы непонятно. По этому признаку все неполные предложения делятся на две категории.
Ситуационно неполные — это те, которые понятны только непосредственным участникам общения или тем, кто наблюдает за этим общением. Контекстуально неполные: это те, которые понятны только читателю, прочитавшему текст до и после.
Очень часто неполные предложения используются в художественных текстах и в устных диалогах.
Примеры полных и неполных предложений
Чтобы лучше понять вышеизложенное, следует разобрать его на примерах.
Первое предложение для анализа: «Лес горит три дня». В этом предложении есть корень, описывающий общую ситуацию, и второстепенные термины, добавляющие детали. Смысл понятен без контекста.
Если другой пример: Кто собирается завтра в очередь? — Нас. Предложение мы без окружающего его контекста, вопрос, который был задан ранее, не имеет смысла.