Публицистический стиль речи

Среди функциональных стилей русского языка одним из самых необычных является публицистический. Именно его мы и попытаемся охарактеризовать в этой статье.

Стили речи

В русском языке обычно выделяют пять функциональных стилей. Они различаются целями и языковыми средствами выражения, имеют разную аудиторию и реализуются в разных жанрах стили речи:

  • научный;
  • официальный бизнес;
  • журналистский;
  • разговорный язык;
  • вымышленный стиль.

При определении стиля текста необходимо учитывать все стилистические особенности.

Особенности публицистического стиля

Примеры публицистического стиля речи найти несложно: он используется в статьях, заметках, брошюрах. Его часто называют «газетным стилем”.

Основная задача текста в публицистическом стиле – воздействовать на адресата. Реципиентом такого текста обычно является масса: читатели газет, радиослушатели и т.п.

Различные факты приводятся в тексте публицистического стиля речи. Часто есть также статистика или другие цифры. Но публицистический стиль отличается от научного тем, что эти факты даны приблизительно, допустимы гиперболы, литоты. Например, «1002 человека» можно дать как «более тысячи человек». Среди фактов выбираются самые яркие, впечатляющие, остальные игнорируются. Это делается потому, что задачей публицистического стиля является не воссоздание достоверного образа явления, а убеждение в чем-то читателя или слушателя.

Однако в статьях на научную тему (например, в биографических очерках или экономических обзорах) можно встретить точную терминологию и факты, только обычно без ссылки на источник.

Речевое оформление текста в публицистическом стиле

Поскольку публицистический текст призван воздействовать на адресата, он всегда очень яркий и выразительный. Рекламщики используют всю палитру изобразительных средств литературного языка: метафоры, сравнения, гиперболы, параллелизм и др

Очень актуальны выразительные слова и выражения, игра слов.

В публицистическом стиле нередки обороты речи:

  • вопросы «Что мы можем на это ответить?”;
  • возгласы «Мы не позволим опорочить честное имя!..”;
  • заранее заданные цифры «Мы не будем говорить, что этот человек страдает алкогольной зависимостью, сейчас не об этом”.

Иногда это делает текст довольно агрессивным. Однако выбор визуальных медиа зависит от «целевой аудитории»: для достижения своей цели она должна ориентироваться на реципиента, подстраиваясь под него на всех уровнях, от синтаксиса до лексики.

Формы и жанры

Основной формой текста в публицистическом стиле является монолог.

Поскольку возможны как устные, так и письменные тексты, стиль весьма разнообразен в жанровом отношении.

Устные произведения в публицистическом стиле: ораторское искусство, речь во время дискуссии и др

Письменные жанры: публицистическая статья, рецензия, репортаж, интервью и др

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть