Комплексный анализ текста

Изучая язык, мы работаем не только с отдельными предложениями, но и с текстами, то есть последовательностью предложений, объединенной общей темой и основной мыслью. Одной из форм работы является комплексный анализ текста. Как его соблюдение, разберемся в этой статье.

Основные сведения о тексте

В первую очередь надо обратить внимание на автора мы можем сделать вывод, типичная ли для него такая тематика измазов

Затем необходимо определить жанр.

Кроме жанров обычных (очерк, рассказ, притча, стихотворение в прозе) для анализа может быть предложен отрывок произведений художественной литературы; если предварительно полный текст, то может быть сделан отрывок с опорой на него, но на самом деле это не трего

Какого стиля предложенный текст: разговорный, официально-деловой, Научный, Публицистический, Стиль Художественной Литературы? Каков его тип (описание, рассуждение)? Только ответ на эти формальные вопросы стоит перейти к дальнейшему анализу.

Необходимо не просто сказать или написать жанр и тип текста, но и в нескольких словах свое аргументировать мнение (например, как в этом образце: «В отрывке мы встречаем несколько терминов, содержит он подробно и точно описание внешнего вида кенгуру, что позволяет определить стиль как научный, тип – описание”).

Тема текста

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Надо поставить перед собой этот вопрос и таким образом определить тему. Если у текста есть название, объяснение его смысла; если нет, то его придумать.

Форма текста

Переходим к формальной характеристике. Уже в 7 классе русского языка достаточно провести простой анализ.

Сколько в тексте абзацев и сколько микротем? Совпадают ли они?

Обычно, конечно, в тексте, который возвращают школьникам, они совпадают. Но не всегда. Уж тем более редко они повторялись в обычном художественном тексте.

Как покрыть между собой абзацы? Предложения?

Связь может быть цепной (повтор слов, синонимы, местоимения и так далее) и параллельной (по смы).

Композиция текста

В этой части анализа надо охарактеризовать построение текста. Как он развивается? Если это накопление, где его кульминация? Если рассуждение, укажите его части: тезис, аргументы, вывод.

Возможно, автор использовал какие-то приемы: антитезу, например, или аналогию.

Изобразительные средства языка

Теперь пора охарактеризовать язык текста, сосредоточившись на изобразительных средствах.

Лексические средства – это

  • тропы (метафория, сравнение, эпитеты и прочее.);
  • экспрессивно и стилистически окрашенные слова;
  • обычные и контекстуальные синонимы и антонимы;
  • фразеологизмы и так далее

Фонетические средства выделения: аллитерация, ассонанс, звукопись.

Морфологические средства: преобладание выделения частей речи.

Синтаксические средства: синтаксический параллелизм, Парцелляция, Многосоюзные, односоставные предложения и так далее.

Необходимо помнить, что автор использует изобразительные средства не просто «чтоб были языком» а целью с целью какой-то мысли или большого количества впечатления-то на впечатление. Хотя желательно, чтобы в отдельных случаях были обнаружены и раскрыты цели источника (например, «чтобы вызвать свою мысль, автор использует» «используя аллитерацию, поэт включает в себя шум ветра в ветвях» и т.п.)

Содержание текста

Теперь по плану комплексного анализа текста мы обращаем внимание на образы, А через них приходимся к основным мыслям. Что хотел сказать нам автор? В чем убедить?

И, наконец, получил заключение. Какое впечатление основывается на анализирующем тексте? Что особенно тронуло? Если это рассуждение, можно согласиться (или нет) с мнением автора. Если наследственность или описание, сообщают, какие чувства вызывают текст, чем происходит задумка

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть