Синтаксический разбор предложения
Чтобы правильно расставить знаки препинания, вы должны четко понимать структуру предложения. Синтаксический анализ, то есть разбор предложения по членам, направлен на то, чтобы помочь понять его. Наша статья посвящена синтаксическому анализу предложения.
Единицы синтаксиса
Синтаксис изучает отношения слов во фразах или предложениях. Следовательно, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения, простые или сложные. В этой статье мы поговорим о том, как разобрать предложение, а не фразу, хотя в школе это тоже часто требуется.
Зачем нужен синтаксический разбор предложения
Разбор предложения предполагает детальное изучение его структуры. Это абсолютно необходимо для правильного счета. Кроме того, это помогает понять взаимосвязь слов в предложении. В ходе разбора, как правило, характеризуют предложение, определяют все члены предложения, выясняют, какие части речи выражены. Это так называемый полный анализ. Но иногда этот термин употребляется в связи с частичным анализом, при котором учащийся только подчеркивает члены предложения.
Члены предложения
Среди членов предложения в первую очередь всегда выделяются главные: подлежащее и сказуемое. Они составляют основу грамматики. Если предложение имеет грамматическую основу, то оно простое, а не сложное.
Грамматическая основа может состоять из двух основных членов или включать только один из них: либо только подлежащее, либо только сказуемое. Во втором случае говорят, что предложение одностороннее. Если присутствуют оба основных члена, то оно двухсоставное.
Если, кроме грамматической основы, в предложении нет слов, оно называется нераспространенным. В обычном предложении, кроме главных членов, есть и второстепенные: дополнение, определение, обстоятельство, приложение.
если в предложении есть слова, не являющиеся членами предложения (например, обращение), оно все равно считается неупотребительным.
При анализе необходимо назвать часть речи, которая выражается тем или иным членом предложения. Мальчики развивают эту способность, изучая курс русского языка в пятом классе.
Характеристика предложения
Чтобы охарактеризовать предложение, необходимо указать, о чем оно
- по объекту декларации;
- по эмоциональной окраске;
- по количеству грамматических основ и так далее.
Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.
По объекту высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
По эмоциональной окраске: восклицательные или невосклицательные.
Восклицательные предложения могут быть любыми по цели высказывания предложения, а не только поощрения.
По количеству грамматических основ: простые или сложные.
Если предложение простое, действуем по плану; если он сложный, то путь отсюда придется пройти несколько раз: столько, сколько частей в комплексе.
По количеству главных членов в грамматической основе: односоставные или двусоставные.
Если предложение односоставное, необходимо определить его вид: именительный, определенно-личный, неопределенно-личный, безличный.
За счет наличия вторичных членов: генерализованных или нечастых.
Если предложение чем-то осложнено, то это тоже следует указать. Это план анализа предложения; лучше держись.
Осложнённое предложение
Предложение может быть осложнено апелляционными, вводными и дополнительными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямым стилем. Если какой-либо из этих видов осложнений присутствует, то необходимо указать, что предложение осложнено, и написать, с чем.
Например, предложение «Ребята, давайте жить дружно!» осложнено обращением «ребят».
Если предложение сложное
При необходимости разобрать сложное предложение необходимо предварительно указать, что оно сложное, и определить его вид: союзное или нечленораздельное, а если оно союзное, то и сложносочиненное или сложносочиненное. Затем охарактеризуйте каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (две части или одна часть, тип одной части) и наличия/отсутствия второстепенных членов.
В таблице показаны младшие участники и их вопросы.
Второстепенные члены предложения |
Вопросы |
добавление |
ВОЗ? Какие? Кому? Какие? кем? Как? О ком? о? |
определение |
Который? чей? что говорит? |
обстоятельство |
Где? Когда? где? где? Почему? Почему? Какие? в каком классе |
Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например, определением:
шерстяная юбка — прилагательное;
шерстяная юбка – существительное;
выглаженная юбка – причастие;
привычка побеждать — инфинитив…
Пример синтаксического разбора предложения
Проанализируем предложение «Я не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город».
Подчеркните основные грамматические понятия. Их два: я не знал и ты переехал. Определимся с частями речи: не знал — сказуемое, выраженное глаголом в личной форме с отрицательной частицей не и т.д.
Теперь выделим второстепенные члены:
Переехал откуда? из народа — обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; где? в город — тоже обстоятельство, также выражаемое существительным с предлогом. Маша — это ресурс, она не член предложения.
Теперь дадим описание. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, союзное, сложносочиненное.
Первая часть «не знал» — неполное, состоящее из двух частей, неразвернутое предложение.
Вторая часть полная, в двух частях, расширенная, осложненная тиражом.
В конце анализа необходимо составить план сложноподчиненного предложения.