Разговорный стиль речи
Вообще в русском языке пять стилей. Среди них особое место занимает разговорный стиль, который присущ преимущественно неформальной речи. Наша статья посвящена особенностям этого стиля речи.
«Книжные» стили и разговорный стиль
Разговорный стиль речи довольно сильно отличается от остальных, так называемых «книжных» стилей. В первую очередь из-за того, что разговорная речь носит непринужденный и спонтанный характер, в отличие от «книжных» стилей, для которых характерны обдумывание предложений, подбор слов, следование определенному образцу, нередко использование клише (научный и коммерческий стиль) официальный).
Разговорная речь всегда бывает спонтанной, оживленной, часто эмоциональной реакцией на чужую речь или жизненные события, неподготовленной реакцией. Являясь свободным и непосредственным проявлением, разговорная речь полна разнообразных слов, которые в ней рождаются и часто в ней исчезают, но которые также могут войти в общеупотребительный язык и стать нейтральными словами, уместными в любом другом стиле. Это один из способов обогащения русского языка, считает академик-филолог Л. В. Щерба.
Форма и жанры разговорного стиля
Разговорный язык существует почти исключительно в устной форме. Чаще всего это диалог. Поэтому помимо чисто языковых средств выразительности в текстах используются и неязыковые средства выразительности: мимика, жесты, интонация, громкость и скорость речи.
Жанры разговорного стиля преимущественно устные: беседа, беседа; но есть и письменные: личная записка, дневниковая запись и т.п.
Иногда в разговорном стиле выделяют два подстиля: разговорно-бытовой и разговорно-профессиональный. Для последнего характерно использование терминов, но они часто подвержены изменениям. Подробнее об этом ниже.
Цель и адресат текстов разговорного стиля
Цель разговорного стиля – поделиться информацией, обсудить событие. Чаще всего выступление привязано к конкретному поводу и представляет собой эмоциональный отклик или комментарий, связанный с происходящим. Предметом высказывания может быть все, что происходит вокруг вас: как бытовые, так и профессиональные темы.
Реципиент является непосредственным собеседником, поскольку тексты разговорного стиля обычно адресованы конкретному лицу.
Особенности изобразительных средств
Разговорный стиль характеризуется отсутствием проработанности высказывания. Он никак не формализован, а произносится так, как родился, без «литообработки». Поэтому часто появляются вводные слова, повторы, пропуски слов.
В текстах разговорного стиля можно встретить много специальных разговорных слов; в словаре они даются с пометкой «разговорные.»
Так называемые «сгущенные слова» (то есть слова, заменяющие два: вечерний — «Вечерняя Москва», сгущенка — сгущенка, читальня — читальня и т суффиксы: старик, лавочник и др.).
Своеобразен и синтаксис: много неполных предложений, выразительные конструкции с дефисами, инверсия (изменение порядка слов), комплементарные конструкции, повторы.
Но особенно заметно активное использование фразеологии в структуре разговорной речи. Фразеологизмы являются одним из основных средств выразительности в разговорном стиле. Они не только украшают речь, но и придают ей определенную связь с общим и абстрактным, так как темы разговорной речи обычно конкретны.
Разговорный стиль — это стиль литературного языка, поэтому ни мат, ни другие грубые и вульгарные слова в это понятие не входят — они лежат вне русского литературного языка.
Где используется разговорный стиль?
Примеры разговорного стиля речи встречаются повсеместно. Это дружеские беседы, ссора двух соседей третьего лица, разговор двух сотрудников о предстоящем событии на работе или обсуждение профессиональных проблем в непринужденной обстановке. Обобщенно можно сказать, что это любое общение на любую повседневную или профессиональную тему. С этой точки зрения разговорный стиль является самым важным из всех.