Виды речевой деятельности в русском языке

Речь существует тысячи лет. Это часть нашего мышления, потому что человеческой природе свойственно облекать свои мысли словами. Однако речевая деятельность неоднородна; можно разделить на четыре типа. Давайте поговорим о них.

Речевая деятельность и ее виды

Речевая деятельность человека направлена ​​на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда деятельность речи называют общением или общением.

Речь может быть устной (звуковой) и письменной.

В зависимости от того, являемся ли мы творцами или реципиентами речи и как мы ее воспринимаем, мы различаем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

  • речь;
  • аудитория;
  • письмо;
  • чтение.

Эти типы показаны в следующей таблице.

Устная речь

Письменная речь

речь

аудитория

письмо

чтение

Письменная и устная речь

Из перечисленных видов речевой деятельности первые два относятся к устной речи, последние два — к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Одним словом, он спонтанен, отличается упрощенным синтаксисом, большим количеством невербальных (невербальных) средств выразительности — мимики, жестов, тембра голоса и т д.

Говорящий видит адресата речи и ориентируется на его реакцию, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа более неформальна и спонтанна, чем, например, лекция. Но любой устный жанр сразу создается и воспринимается. Он не живет долго.

Если текст должен быть доступен в течение длительного времени, он пишется. В данном случае мы имеем дело уже с письменной речью.

Письменный язык более рефлексивен. Его можно многократно корректировать в процессе создания. Но писатель не видит своего адресата и не может определить, насколько понятна его речь. Вы не можете дополнять заявление мимикой или движениями тела. Поэтому писатель стремится как можно яснее излагать свои мысли.

Говорение

Устная речь, как уже говорилось, характеризуется такими чертами, как непосредственность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

Однако в зависимости от пола они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой сырой текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, скажем, лекция профессора в университете тоже говорит, но она обычно готовится заранее, ее эмоциональность меньше, чем у дружеской беседы, и разговорный стиль ей не свойственен; Лекции обычно создаются в научном стиле.

Ситуации употребления речи:

  • разговаривать;
  • конференция;
  • говорить на собрании;
  • пересчет текста учеником и т.д.

Слушание

Аудирование, или слушание, является еще одним из основных видов речевой деятельности. Речь идет о внимательном прослушивании речи другого человека. Это требует большой концентрации.

Многие пословицы отражают уважительное отношение к слушанию: «Слова — серебро, молчание — золото», «У человека один рот и два уха, поэтому он должен слушать в два раза больше, чем говорит» и др

Аудирование используется во многих ситуациях:

  • студенты или школьники слушают учителя;
  • друг слушает рассуждения своего друга;
  • люди, которые приходят на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.

Чтение

Чтение – это восприятие рукописных или машинописных текстов. Это основной способ получения информации во многих случаях. Например, значительная часть учебной информации воспринимается в процессе чтения.

Обычно так мы знакомимся с произведениями художественной литературы.

Качественное чтение требует владения определенными навыками. Например, необходимо уметь выделять основную информацию.

В целом выделяют три типа чтения:

  • вводный;
  • поиск;
  • изучение.

В первом случае читатель стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором — сканирует текст, чтобы найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержанием текста.

Учебное чтение предполагает скрупулезное восприятие всех затронутых в тексте вопросов при стопроцентном усвоении материала.

Невнимательное и невнимательное чтение, конечно, имеет место, но оно не является одним из видов чтения, так как не приводит к выполнению коммуникативной задачи — восприятию текста.

Письмо

Это процесс создания собственного письменного текста.

Таким образом, создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе и разговорные.

Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида дискурсивной деятельности.

Разговорный стиль:

  • дружеское письмо;
  • примечание.

Научный стиль:

  • тезис;
  • энциклопедическая статья.

Деловой официальный стиль:

  • утверждение;
  • акт приемки товара.

Журналистский стиль:

  • основная статья;
  • спорная статья.

Вымышленный стиль:

  • стих;
  • сказ.

Письменная речь характеризуется продуманностью и ясностью формулировок, а также смысловой и стилистической целостностью и композиционной организацией.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть