Предложения с прямой речью
В русском языке есть несколько способов передать чужую речь. В этой статье мы поговорим об одном из них – прямой речи, а также о знаках препинания, которые ее сопровождают
Что такое прямая речь
Прямая речь – это точное воспроизведение, слово в слово, высказывания человека. Чтобы подчеркнуть, что это говорит кто-то другой, а не автор текста, прямая речь заключена в кавычки.
Предложения с прямой речью используются не только для передачи сказанного вслух, но и для передачи внутреннего монолога (мысли героя) или цитаты.
Предложения с прямой речью по своей сути и по конструкции отличаются от других способов передачи чужой речи — диалогической и косвенной речи.
Предложения с сообщаемой речью передают чье-то высказывание не дословно, а приблизительно. Это сложные предложения с пояснительным придатком, где придаточным является чужая речь. (ср.: отец спросил: «Ты сделал домашнее задание?» — Отец спросил, сделал ли я домашнее задание.)
В диалоге речь людей может быть передана слово в слово. Он имеет гораздо более простой дизайн, не требует кавычек и может быть отформатирован практически без слов автора. Но диалог не может передать размышлений, внутреннего монолога. Да и цитаты вообще так не формулируются.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь требует особого оформления. Чтобы правильно оценить, вы должны сначала различать слова автора (также называемые частью комментария) и реальную прямую речь. Чтобы правильно найти прямую речь, мы должны представить себе, что слышим это высказывание, и произнести его про себя или вслух. Если получится полное высказывание без лишних слов, значит все найдено правильно.
В комментирующей части обычно присутствует глагол «говорить» (сказал, шептать, восклицать и т д.) или «думать», если у нас внутренний монолог.
Прямая речь должна быть заключена в кавычки.
Если ему предшествуют слова автора, ставится двоеточие. Петя сказал: «В алгебре ничего не дается». На схеме предложения с прямой речью это выглядит так: А: «П”.
Если прямая речь содержит восклицательное или вопросительное предложение, то в кавычках просто ставится не точка, а восклицательный или вопросительный знак.
Если в предложении сначала прямая речь, а затем слова автора, после кавычек ставится дефис; слова автора в этом случае начинаются со строчной (строчной) буквы. — В алгебре ничего не бывает, — сказал Петя.
Вместо точки в конце прямой речи ставится запятая, остальные символы сохраняются, но часть комментария по-прежнему строчная.
Это легкие дела, ребята изучают их в 4 классе. Более сложными являются предложения, в которых авторские слова обрывают прямую речь и заканчиваются на середине. Чтобы правильно расставить знаки, нужно сначала понять, обрывается ли предложение или произносятся два предложения и одно из них заканчивается перед словами автора.
В первом случае требуются кавычки, двойной дефис и две запятые.
Вот пример:
— По алгебре, — сказал Петя, — ничего не дано. Схема: «П, — а, — р.”
Если есть два предложения, макет немного сложнее.
— Пойдем гулять, — сказал Петя. «Неназначенная алгебра». «Пап”.
Обратите внимание на точку после комментария: она показывает, что предложений два.
Похоже, что прямая речь образуется и в том случае, если первое предложение вопросительное или восклицательное.
«Ты еще в классе?! — крикнул Петя. «Алгебра не дается!» «ПГС! — а. — ПГС.» «ПГС? — а. — ПГС”.